Образ Анатолия Тарасова как архетип русского былинного героя

Доброе утро, последний герой!
Доброе утро тебе и таким, как ты!

(В. Цой – «Последний герой»)

Как всем известно, сборная России по хоккею завоевала очередной титул чемпионов мира, обыграв в финале финнов со счётом 5:2. Тем самым российская дружина отомстила команде суоми за поражение на домашних для нас Олимпийских Играх.

Но вернёмся в тот злополучный вечер 19 февраля. Реакция болельщиков, заполонившая в тот день русский сегмент Твиттера, вскрыла подспудно подразумевающуюся, но не вполне очевидную к тому моменту вещь: головокружительный успех фильма «Легенда №17» выковал в коллективном бессознательном русского зрителя монументальный образ. Сила искусства, подобно сумасшедшему генетику, скрестила две непомерно далёкие друг от друга хромосомы, призвав к жизни в хорошем смысле «монстра» — не существующего в природе героя с внешностью Олега Меньшикова и силой духа Анатолия Тарасова.

Скриншот Remi Hadly

Скриншот Remi Hadly

Сегодня не время героев. Можно даже сказать, что последние несколько десятилетий мы прожили без героев. Финансовый кризис конца 90-х начал медленно стирать из сознания россиян фольклорно-карикатурный образ «новых русских» с их непременными малиново-шестисотыми атрибутами. «Сытые нулевые» в какой-то момент сумели (в исторических масштабах ненадолго) поставить на божничку тогда ещё относительно молодого Путина. А вот десятые годы отличаются беспросветной пустотой на постаменте «всем_ребятам_примера». Прибыло в полку «вечно живых»: Майкл Джексон и Стив Джобс, покинув этот мир, стали объектами буквально-таки религиозного культа. Но это общепланетарные дела. Русской же душе, как нам не перестают объяснять депутаты правящей партии, всегда нужно чего-нибудь эдакого, чего-нибудь исконного, родного, как домашний квас. А вместо этого нам предлагают навальных, девушек в балаклавах, оппозицию-шмопозицию и кондовый ура-патриотизм. Определённо не героическое время.

И тут вдруг возникает скромный киновед/режиссёр Николай Лебедев, который начинает съёмки фильма о спорте, где, по его собственным словам, не понимает ничего. «Странно». За спиной у режиссёра, на которого, в общем-то, давно махнула профессиональная братия, студия «Тритэ» во главе с Сами_Знаете_Кем. «Любопытно». Роль великого тренера Анатолия Владимировича Тарасова играет Олег Меньшиков… «Оппа чо!»

Я не буду напоминать о том, как мы, ОМовцы, долго и местами с гастритной отрыжкой переваривали эту новость. «Ну что ж, пойду посмотрю кино про хоккей *брррр*», — с сарказмом говорила ваша покорная слуга, собираясь на первый просмотр «Л17». И ключевое слово здесь — «первый». Поднимите руки, кто рыдал на сцене в аэропорту? Я! Поднимите руки, кто был готов всю оставшуюся жизнь смотреть сцену с веточкой? Я! Поднимите руки, кто окаменел на последнем крупном плане?…

Скриншот Remi Hadly

Скриншот Remi Hadly

Можно долго рассуждать о том, каким бы мог получиться Тарасов, сыграй его другой артист, более возрастной, более матёрый, более маскулинный, с иной энергетикой и харизмой. Но судьба распорядилась так, что проводником этого образа, аккурат в мозг изголодавшегося по честной и чистой патриархальной мощи народа, стал ОМ. Наш ОМ – манерный красавец, стиляга и сибарит, который внешне так же далёк от патриархально-тестостероновой мощи, как Феррари от КамАЗа. Однако, он попал, в упор и навылет. Что-то дзынькнуло, треснуло, хрустнуло – и вот уже Интернет разбирает цитаты на мемы, хоккейные болельщики прочат в новые тренеры, а рукопожатные тролли, ещё не так давно подозревавшие артиста в «небесной гнильце», соревнуются в том, кто лучше перефразирует Мишу Ефремова, практически буквально повторяя «я не знаю, что он за человек, но как артист он – заебца».

Сейчас уже можно цинично признать, что, по сути, картина вполне себе заказная. Эдакая классическая прививочка исторической гордости за страну на фоне великих спортивных побед. Однако сделано это было настолько тонко, что даже самые чувствительные к проявлениям «поцриотизма» желудки так ни разу и не задумались об изжоге за все почти два с половиной часа хронометража. Но главное всё же не это. Главное заключается в том, что, возможно, впервые отечественная пропаганда ошиблась в хорошую сторону, получив на выходе не просто ура-пшик, способный на какое-то время отвлечь зрителя от реальности, в которой особо нечем гордиться, а получив героя. Истинно русского, почти былинного героя: жёсткого (даже жестокого), но справедливого, мужественного, но сентиментального, несгибаемого, искреннего и гордого.

Образ Тарасова для современного россиянина (который, скорее всего, даже толком не знает, каким на самом деле был прототип героя) – это, безусловно, отцовская фигура, эдакий могучий во всех смыслах мужик, который придёт и всё разрулит. Надёжный, как чугунная сковородка, он возьмёт своей сильной ладонью маленького, замученного и забитого современного россиянина за руку и поведёт его сквозь передряги и катаклизмы в светлое будущее…

Пожалуй, впервые ОМ сыграл мысль в чистом виде, свободную от внешнего. Мысль точную и нужную. Мысль, которая должна быть у каждой нации. Подарив ей свою физическую оболочку, он стал её живым воплощением на этом этапе. Рано или поздно она забудется, сменится другой, а пока…


Оставить комментарий