За что ругали Олега Меньшикова после роли Остапа Бендера?
Ровно десять лет назад, 30 января 2006 года, состоялась премьера телесериала Ульяны Шилкиной «Золотой теленок». Роль Остапа Бендера исполнил Олег Меньшиков, представив новое видение образа великого комбинатора после Сергея Юрского, Арчила Гомиашивали и Андрея Миронова.
В момент выхода сериал вызвал множество споров. В основном нового «Золотого теленка» беспощадно ругали: за плохой сценарий, ужасную режиссуру и отвратительный актерский ансамбль. Но больше всего от критиков досталось, конечно же, Олегу Меньшикову.
Остап тронулся
Валерий Кичин, «Российская газета»
Несмотря на положенные персонажам эксцентрические одеяния, герои вышли такими безликими, что с ними не хочется иметь дело — скучно. Но самый обидный провал — Бендер. Для Олега Меньшикова эта звездная и самоигральная, казалось бы, роль стала новым шагом к творческому кризису, в который некогда талантливый актер погружается все глубже, сам, по-видимому, того не замечая. Иначе не объяснишь, отчего он играет «на автомате», как провинциальный премьер на сто пятом надоевшем спектакле. Полагается на свое фирменное обаяние — и становится предельно необаятельным. Не видит себя со стороны, хотя со стороны это не Бендер, а народный артист в белых штанах Бендера. Трагикомический герой стал балаболкой, рассыпающий былые жемчужины так же непроизвольно и бездумно, как коза горох. Великий импровизатор Остап говорит явно выученный и не вполне освоенный текст. И это поразительно, потому что любой актер-профи, начиная работу над ролью игранной-переигранной, озаботится придумать свою особинку, чем удивлять будет. Меньшикову эта мысль, похоже, и в голову не пришла, и он просто прочитал слова — как писал Пушкин, «темно и вяло». Такому актеру позарез нужен режиссер, который за него придумает сюжет роли, — но режиссера в фильме нет.
Куда несется «Антилопа-Гну»?
Леонид Павлючик, «Труд»
Что касается популярного актера Олега Меньшикова, рискнувшего взяться за роль Остапа Бендера после Сергея Юрского, Андрея Миронова, Арчила Гомиашвили, то он как взял с самого начала нынешней телесаги одну ноту, так ее пока и тянет — без драматических пауз и смешливых откровений, без «философичного» самоуглубления и лихого авантюризма. Его суетливый и многоречивый Остап Бендер пока больше похож на постоянно блефующего Хлестакова, чем на хитроумного комбинатора с медальным профилем и осенью в сердце. Впрочем, может, это лишь подступ к концепции, которой нас огорошит Ульяна Шилкина? Поживем — увидим.
Позолоченный Меньшиков
Игорь Камиров, «Утро»
Ну и что мы видим на экране в данном случае? Какова, так сказать, режиссерская концепция у женщины-режиссера по имени Ульяна Шилкина? А ответ прост – вовсе никакой. Ее Бендер–Меньшиков с разной степенью точности копирует манеру и интонации одновременно всех предшественников, не привнося ничего своего, кроме не сползающей с лица ухмылки. А мог бы, актер даровитый… Бенефис Меньшикова, что ли, снимался? А не рано ему? Или думали, не дай бог, что михалковского любимца сосунки переиграют?
Идет бычок, качается
Ирина Петровская, «Известия»
Остап Бендер в исполнении Олега Меньшикова — это не блистательный и обаятельный авантюрист, а пресыщенный провинциальный хлыщ, лениво озвучивающий бендеровские остроты, знакомые любому мало-мальски читающему россиянину с младых ногтей, но фантастическим образом тускнеющие от этого формального озвучивания.
Румынская застава
Александр Соколянский, «Время новостей»
Начать, видимо, нужно с того, что тридцатитрехлетний герой «Золотого теленка» всегда мне виделся человеком, сильно уставшим от жизни и лишь имитирующим прежнюю веселость. От прежнего очаровательного жулика, искателя не столько бриллиантов, сколько приключений на собственное седалище (вспомним, как неутомимо он перепрыгивал из аферы в аферу), мало что осталось. Ровно столько, чтобы пойти на последнее дело и исчезнуть совсем: по-свидригайловски уехать в Америку, хотя бы и в Южную. И это, мне кажется, довольно близко лежит к тому, что уже в начальных сериях сыграл Олег Меньшиков.
Возможно, это близко лежит и к его актерской природе, во всяком случае к верхним слоям. Никто из актеров не декларировал так часто, как Меньшиков, свою профессиональную ленивость, привычку к сибаритству, нежелание затрачиваться: «Я люблю отдых и чувствую себя прекраснейше, когда меня не трогают» (из ноябрьского интервью в «МК»). Конечно, отчасти это поза, но не только поза. Образ актера-сибарита сознательно противопоставляется и образу актера-труженика (скажем, Евгения Миронова), и образу актера-мученика, заложника собственного дара (скажем, покойного Олега Даля), и любому из образов демократического актера, подразумевающих душевное родство с публикой. Подите прочь, какое дело артисту мирному до вас… Меньшикову, как и Бендеру в «Золотом теленке», не очень хочется заниматься делом. Даже если это его любимое (во всяком случае очень приятное) дело.
Бендер и Пустота
Екатерина Сальникова, «Взгляд»
История Остапа Бендера в постсоветском воплощении завершается ужасно грустно. Умный человек не может ни утвердиться в советской действительности, ни вырваться из нее. Олег Меньшиков выразил ужас бесперспективности с такой страстью, что сквозит в этом не только сострадание мученикам советского уклада. Чем-то мучения Остапа Бендера оказываются созвучны мучениям сегодняшнего человека…
И вот теперь мы видим неотразимо обаятельного Остапа Бендера, который фланирует по советским степям, улицам и вокзалам, с каждой минутой становясь все печальнее и печальнее. К середине последней серии у героя на лице крупными буквами пишется страшная тоска, переходящая в отчаяние. И каждой минутой экранного времени фильм подтверждает, что его создатели всей душой – вместе с Бендером. В картине Ульяны Шилкиной настроение Остапа – это настроение всякого умного и всякого приватного человека, который чувствует полное бесправие и беззащитность, ненужность окружающему миру и невозможность обрести никакой иной мир. Неверие в Рио-де-Жанейро сыграно Меньшиковым более убедительно, нежели попытки героя вырваться за границу.
Джентльмен неудачи
Татьяна Москвина, «Московские новости»
Когда, набравшись мужества, я нырнула в канализацию — то есть вышла в интернет, дабы посмотреть, что пишут об Олеге Меньшикове, сыгравшем Остапа Бендера в «Золотом теленке», то чуть не заболела от мутного потока злобной и безграмотной ругани, которую изрыгала анонимная чернь. С тем же лакейским сладострастием, с каким чернь когда-то превозносила артиста, теперь она желает его уничтожить. Какое-то мерзкое тлетворное жужжание раздается из этих «форумов», несоразмерное поводу. И мы, люди доброй воли, обязаны дать ему решительный отпор.
Сериал — это одно, а Меньшиков — совсем другое. Сериал мы глянули и забыли, а с артистом нам еще, надеюсь, жить и жить в культуре…
В том, что играет Меньшиков, определенно есть смысл — поскольку смысл есть в нем самом, но нет плотности, точных ритмов — поскольку нет режиссуры. Меньшиков вообще не способен к художественному лицемерию, к изображению чего-то отвлеченного и неприсвоенного, он не характерный актер, а потому в этом Остапе Бендере мы видим прежде всего героя, знакомого по всему творчеству артиста…
Без ложного блеска и фальшивого шика, просто, искренне и печально Олег Меньшиков рассказывает нам о добром и талантливом человеке, которому нечего делать на свете, который лишний в общей житейской суете. Остап ли это Бендер? Наверное, нет. Но это как-то ужасно трогательно. Кругом все гремит, шумит, рокочет, запускаются «проекты» один другого круче… А Меньшиков, как одинокий зяблик, все о чем-то своем поет. Не надо ругаться. Не нервируйте артиста. Кто знает, может, его грустная песенка на каких-нибудь Главных весах перевесит три тонны громокипящих современных «проектов».
От редакции OlegMenshikov.Ru.
Примечательно, что обыкновенные зрители, в особенности молодежь, отнеслись к сериалу гораздо терпимее. Да, назвать профессиональной удачей «Золотой теленок» со 100-процентной уверенностью нельзя. Но сегодня, по прошествии десяти лет, уже нельзя отмахнуться от очевидного: Олег Меньшиков проделал удивительно тонкую работу, которая как минимум достойна нашего уважения.
Критиковать можно бесконечно… Это еще раз доказывают комментарии господ журналистов, с которыми я категорически не согласна. Остап Бендер в исполнении Олега Меньшикова обретает новые черты. Это человек, который смотрел в лицо смерти, но он жаждет жизни. Он талантилив, но одинок и никому не нужен. Понимание своего одиночества большим грузом ложится на его плечи, и даже в искрометных шутках слышится тоска. Он выше той серой толпы, которая окружает его. Намного выше. Остапу Олега Меньшикова присущ аристократизм, который так раздражает обывателя. В его глазах душевная боль оттеняет насмешку. Им невозможно не восхищаться. На мой взгляд, Олег Меньшиков открыл для нас другого Остапа Бендера, чувствующего и страдающего, возвышенного над толпой, и оттого бесконечно одинокого. Раскрылась еще одна грань таланта несравненного Артиста.
Не хочется спорить,у каждого свое мнение…я не критик, простой зритель. И всегда с удовольствием гляжу на экран, если там Меньшиков… НО… «Золотой теленок» мне не понравился категорически. Как и образ Бендера, который создал Меньшиков. Мне почему-то было неловко за Артиста…я испытывала ошущение, что присутствую при крахе, кризисе, но не Бендера,а Меньшикова… поэтому мне было как-то не по себе, коробило от всего, что я происходило на экране. И я совершенно не заметила искренности в игре, было кривляние, поза и бесконечная усталость…Смотреть на это было тяжело.И я предпочла остановить просмотр сериала и забыть об этой роли Олега…
Меня удивляет не отвратительный сценарий и не плохая игра актеров. Меня удивляет другое — как такой талантливый актер как Олег Меньшиков согласился играть согласился играть в этом вертепе. И еще: женщины никогда не были талантливыми режиссерами.