Советская пресса о подающем надежды актере Олеге Меньшикове в фильме «Мой любимый клоун».
Как правило, начиная разговор о киноролях героя нашего сайта, вспоминают, прежде всего, знаменитые «Покровские ворота», «Утомленные солнцем», «Сибирского цирюльника». Но в биографии Олега Меньшикова есть пласт малоизвестных широкой публике работ. Одна из них — это мелодраматическая роль в «Моем любимом клоуне». В этом году фильму режиссера Юрия Кушнерева, где Олег Меньшиков сыграл работника цирка Романа Самоновского, усыновившего мальчика-детдомовца, исполнилось 30 лет. Мы считаем, это отличный повод открыть цикл публикаций о советском этапе творчества актера в кино и в театре. Львиная доля старых материалов принадлежит архиву Олега Меньшикова, за любезное предоставление которого мы хотим поблагодарить сотрудников Театра имени Ермоловой.
В 1987 году в газете «Кинонеделя Минска» вышли статья о новом советском фильме «Мой любимый клоун» и небольшой очерк об Олеге Меньшикове. Забавно отмечать, как воспринимался наш герой в то время: то ли актером одной роли, то ли настоящим артистом с большим будущим. Представляем вашему вниманию текст статьи и газетные иллюстрации.
«Мой любимый клоун»
Рассказывает режиссер-постановщик фильма Юрий Кушнерев:
— Наш фильм — это история о цирковом клоуне Сергее Синицыне, усыновившем шестилетнего Ваньку — мальчика из детдома. По мере того, как развиваются отношения Синицына с приемным сыном и женой Лёсей, мы знакомимся с веселой и дружной семьей артистов цирка. Они помогают герою преодолевать сложные жизненные ситуации, связанные с воспитанием сына, с непростыми отношениями Синицына с женой и ее родителями. Мы хотели рассказать о самоотверженной работе циркового коллектива, его заботах, горестях и радостях, о силе любви, добра, истинного товарищества и дружбы, человеческого благородства.
Жанр комедии привлекал меня всегда, но наша новая лента не является комедией в чистом виде: в ней мы пытались соединить смешное и грустное, комедийное и драматическое…
Сценарий этого фильма написан Никитой Михалковым и Александром Адабашьяном на основе одноименной повести Василия Ливанова, напечатанной несколько лет назад в журнале «Юность». Литература (а Ливановым опубликовано несколько повестей и сборник сказок) — еще одна грань таланта этого актера, режиссера, художника и сценариста мультипликационного кино.
Юрий Кушнерев, окончив Высшие режиссерские курсы, работал вторым режиссером на картинах Г. Данелии. Его пристрастие к комедийному жанру сказалось и в первой самостоятельной работе — «Комедии давно минувших дней», и в новой его работе.
Главную роль в фильме играет выпускник Театрального училища имени Щепкина (1979), актер Московского театра имени Ермоловой Олег Меньшиков.
Партнером Меньшикова, исполнившим роль Романа Самоновского, стал Владимир Ильин, актер Театра имени Маяковского, по сути в кино дебютирующий, и дебютирующий, безусловно, удачно.
Роль Ваньки сыграл Илюша Тюрин, который к семи своим годам успел сняться в шести картинах, в том числе в фильме «Осторожно — Василек!», где исполнил главную роль.
Оператор Игорь Бек. Художник Виктор Зевков. Композитор Ольга Петрова.
В ролях: Наталья Сайко (Алиса Польди), Татьяна Догилева (Полина), Олег Стриженов (Дим Димыч), Арчил Гомиашвили (Паша Фокин), Ольга Битюкова (Лёся), Лионелла Пырьева (Мальва Николаевна), Евгений Гаврилин (Рюмин).
«Мосфильм».
«Актеры нового фильма» — Олег Меньшиков
Он явился к нам юношей пятидесятых. Звали его Костик. Он пришел из элегической комедии Леонида Зорина и Михаила Козакова «Покровские ворота».
Москва восьмидесятых взволнованно смотрела на Москву пятидесятых, которая «уже скрылась за поворотом, стала старыми письмами и пожелтевшими подшивками». И вступали в силу законы особой, поэтической памяти. И многих тогда охватило Воспоминание: «Старый друг, мы молоды были… На Чистых прудах играла музыка, и девушки в цветных свитерах коньками писали свои автографы…»
А Костик? Костик властно притягивал к себе наши чувства.
Молодой актер играл мелодию жизни. Он играл «игру» — ведь его герой был потрясающе молод, умен, артистичен и, конечно, не мог устоять от соблазна розыгрыша, спектакля и даже трюкачества. Он весь — в контактах с обитателями той старой московской квартиры и через эти контакты себя выражал. Порой он чувствовал себя режиссером жизни коммунального очага, а может быть… и Покровских ворот, и даже Москвы!.. Он со всеми, но и сам по себе. Он — отдельный человек. Пожалуй, в этой нескрываемой неслиянности с окружением и был ключ к характерам-персонажам Олега Меньшикова. Он дал его нам сразу, играя Костика, но не все мы тогда это поняли. Слишком уж был неожиданный, прежде мало знакомый тип актерской индивидуальности.
На следующий же день после премьеры полетели недоуменные вопросы и возникли споры: «Этот
Меньшиков просто обречен на «звездное» счастье…» — «Да что вы, артист на одну роль! О нем быстро забудут, вот увидите!»
Но его не забыли.
Итак, что мы знаем об Олеге Меньшикове в 1987-м?
Мы сознательно начали свой рассказ с «Покровских ворот», хотя еще до этого Олег снялся в телефильмах «День рождения Терезы», «Жду и надеюсь» и у Никиты Михалкова в «Родне». Есть своя обманная история в датах нашей жизни. Фокус не в том — раньше-позже, а в том, что ярче и памятней по самой сути своей. Костик ворвался в наше зрительское сознание, как буйный ветер, смел прежние впечатления и сделался Первым и Главным.
Олег Меньшиков работал в ЦАТСА. Играл Буланова в «Лесе», Одуванчика в «Рядовых» и даже Ганю Иволгина в «Идиоте». Жаль, что его Ганечка — уже в прошлом. Сейчас Олег работает у режиссера Валерия Фокина (театр имени М. Ермоловой), играет в спектаклях «Говори…» по пьесе А. Буравского и «Спортивные сцены 1981 года» Э. Радзинского.
В кино? Несколько работ. У Романа Балаяна в «Полетах во сне и наяву» и в «Поцелуе» — в сложном партнерстве с Олегом Янковским. У Петра Тодоровского в картине «По главной улице с оркестром» (кажется, что на какой-то миг к нам снова заглянул милый Костик с Покровки, но уже сегодняшних дней).
Сейчас? Закончены съемки в фильме Юрия Кушнерева «Мой любимый клоун».
И почему-то очень хочется, чтобы зрители узнали: Олег Меньшиков замечательно поет романсы. Может быть, они прозвучат вскоре на экране?