Сочиняй мечты

Фильм «Легенда № 17» стал одним из лидеров отечественного кинопроката по итогам 2013 года. Успех картины можно назвать феноменальным. «Легенде № 17» удалось завлечь в кинотеатры не только самую активную публику (подростков), но и зрителей старшего поколения. Лента также произвела сильное впечатление на кинокритиков. История новейшего российского кино знает мало примеров единодушного совпадения мнений зрителей и специалистов по вопросу новинок кинопроката. Что лежит в основе невыдуманных чемпионских результатов этой кинокартины?

Скриншот Remi Hadly

Скриншот Remi Hadly

1. Драматургия

Сценарий к кинокартине написал дуэт молодых кинематографистов в лице Михаила Местецкого и Николая Куликова. В одном интервью Местецкий заявил, что продюсер Леонид Верещагин обратил внимание именно на их сценарий в виду того, что они с Куликовым написали «историю для детей». Расшифровывая смысл его слов, улавливаешь магистральный принцип создания драматургической основы фильма про выдающегося хоккеиста XX века.

Местецкий и Куликов изначально отказались от жанра байопика, биографического фильма, последовательно и дотошно рассказывающего о жизненном пути известного человека. Сценаристы поняли обреченность подобного выбора на зрительский неуспех в виду превалирующей фактографической основы. Дуэт вычленил ключевые моменты в биографии Харламова и связал их в единую захватывающую историю о становлении юного мальчишки, страстно любящего хоккей, в матерого профессионала и звезду мирового спорта.

Детство в Испании, юниорская хоккейная команда, первые игры в высшей лиге за клуб «Чебаркуль», перевод в гремящую на всю страну команду ЦСКА, победы на чемпионатах страны и мира, Олимпиаде в Саппоро, и, наконец, она, долгожданная встреча двух хоккейных держав – СССР и Канады – в Суперсерии-72, где Харламов забил сразу две шайбы подряд, приведя советскую сборную к победе.

Местецкий и Куликов выстраивают классическую сюжетную линию, уходящую архетипическими корнями в пространство мифов, о посвящении молодого человека в воины, о превращении юнца в настоящего мужчину на пути к мечте, которая формирует его систему нравственных ценностей.

Источником драматического конфликта являются взаимоотношения Харламова с главным тренером клуба ЦСКА и сборной СССР по хоккею Анатолием Тарасовым. Жесткие тарасовские тренировки есть не что иное, как своеобразный процесс инициации юношей в воинов, пусть в руках у них не оружие, а клюшки, и дерутся они не на поле брани, а на спортивной арене.

Уверенный в своем таланте Харламов сталкивается с агрессивным по отношению к себе поведением Тарасова. Эпизод фильма, когда бедного Валеру, «нападающего из самого «Чебаркуля!», игроки закидывают по приказу тренера градом шайб, открывает тайный смысл тарасовского воспитания молодых спортсменов. Демиург сборной СССР по хоккею формирует идеальную команду, где каждый игрок – часть коллектива, а не звезда-одиночка, годная лишь на то, чтобы вытворять фантастические финты на потребу публике. Противостояние Харламова и Тарасова переносится авторами сценария на более глубокий уровень понимания, где сталкиваются уже не просто яркие личности, а два мировоззрения. А именно философия спортивного коллективизма и индивидуализм таланта, привыкшего творить чудеса в одиночку.

Одним из самых запоминающихся эпизодов фильма является фрагмент «издевательства» Тарасова над сборной, неудачно выступившей в важном матче на Олимпиаде в Саппоро. Тренер выгоняет деморализованную команду сразу после игры на лед, заставляя с бешеной скоростью кружить по арене. В какой-то момент Тарасов требует остановиться игроков из разных команд, после чего происходят неприятные столкновения всех хоккеистов, разрушающие ровное движение колонны. «Вы не ЦСКА, «Спартак» или «Крылья Советов», вы – одна команда», – столь суровым способом объединяет тренер группу одиночек. Жесткая мера подействовала. Сборная СССР выигрывает Олимпиаду.

2. Актерские работы

Жесткая драматургическая основа сценария позволила режиссеру Николаю Лебедеву снять зрелищный экшн, но «Легенда № 17» отнюдь не является просто захватывающим блокбастером. На основе брутальной спортивной тематики съемочной группе удалось взрастить серьезную психологическую драму. Ключевую роль в этом сыграли актерские работы исполнителей главных ролей – Данилы Козловского и Олега Меньшикова. Для двух артистов «Легенда № 17» стала этапным фильмом в карьере.

Роль Валерия Харламова раскрыла в Даниле Козловском тонкого актера, способного передавать мельчайшие эмоциональные состояния. Козловский играет с небывалым доселе тактом и аккуратностью, стараясь наделить внутренним содержанием каждое слово, каждый жест и взгляд. Проживая историю взросления мальчишки из простой московской семьи в легенду хоккея, молодой артист ищет в своем герое те черты характера, которые позволяют ему «очеловечить», но совсем не упростить образ великого хоккеиста. Особенно поразительна в этом отношении сцена ссоры с любимой девушкой в больнице.

Харламов, находясь в опустошенном после аварии состоянии из-за тяжелой травмы, которая не позволит, как ему кажется, полететь в Канаду, срывается на Ирину за то, что та после долгого перерыва в отношениях явилась утешать больного. Обиженный Валера кричит расплакавшейся девушке вслед смешные проклятия, придумывая на ходу о выдуманной жене и детях. В пару простых и несерьезных фраз Козловский одновременно вкладывает острую боль спортсмена, оказавшегося вне спорта, горькие слова обиды и ревности влюбленного человека, уязвленную гордость молодого мужчины, ставшего калекой, и, самое главное, сбившегося на пути к заветной цели разуверившегося мечтателя.

Из омута отчаяния Харламова вытащит все тот же Тарасов в исполнении Олега Меньшикова. Роль великого хоккейного тренера стала важной в актерской биографии этого артиста, последние работы в кино которого с натяжкой можно назвать успешными. Скептики разводили руками перед выходом «Легенды № 17», так как, действительно, было сложно представить себе Меньшикова, артиста утонченного, в роли грозного и грубоватого атамана хоккейной дружины. Но актер не просто блестяще справился с поставленной ролью, он сделал намного больше. Будучи абсолютно внешне не похож на настоящего Анатолия Тарасова, Олег Меньшиков передал дух великого хоккейного тренера, страстную и азартную натуру гения ледового корта.

Скриншот Remi Hadly

Скриншот Remi Hadly

Несмотря на внешнюю неожиданность данного выбора, продюсеры фильма сделали абсолютно верный шаг, предложив именно Меньшикову роль Тарасова. Этого артиста нельзя отнести к разряду актеров-лицедеев, способных перевоплотиться, как пластилин, в кого угодно. Олег Меньшиков – артист темы, которая прослеживается в каждой крупной киноработе. Его стихия – романтизм во всех гранях и проявлениях. Дворянина Артеньева в «Моонзунде», сотрудника НКВД Митю из «Утомленных солнцем», «кавказского пленника» Слая, Алексея «цирюльника» Толстого объединяет общее трагическое мироощущение на стыке исторических эпох. Облагораживая даже отъявленных мерзавцев, Меньшиков всегда вводит в рисунок роли романтические иронию и парадоксальность, тем самым идя по пути усложнения психологических образов своих героев.

В «Легенде № 17» артист играет гениального теоретика искусства хоккея, интроверта, способного все же на отчаянные романтические поступки. Страстность его натуры проявляется не только в экспрессивных жестах (может и клюшкой приложить, если видит, что игрок халтурит), но и в глубоком проживании каждого момента хоккейной игры. С какой сосредоточенностью артист играет на крупных планах в сценах матчей: тут видишь и цельность тарасовского характера, и глубокое погружение в ход игры, и бешеную внутреннюю энергию, которая помогает его ребятам направлять шайбу в верном направлении.

При всей грандиозности образа Тарасов не выйдет победителем в кулуарной борьбе спортивных чиновников: его «подставят» перед генсеком Брежневым на товарищеском матче между сборной и клубом «Спартак», чтобы убрать с поста главного тренера. Талантливый, прекрасный, благородный человек оказывается жертвой крысиных интриг. Мотив поражения всегда характерен для творчества Меньшикова, чьи киногерои почти никогда не знали вкуса настоящего триумфа. После скандала с Брежневым именно настрадавшийся от руки мастера Харламов становится самым близким учеником Тарасова, продолжая его нравственную линию в игре с канадцами.

Актерский дуэт Козловского и Меньшикова выводит заложенное на драматургическом уровне противостояние учителя и ученика на уровень классического мотива взаимоотношений отца и сына.

Прекрасно иллюстрирует этот выход за рамки драматургического материала эпизод прощания Тарасова с командой в аэропорту. Козловский здесь играет не просто признательного ученика, а Меньшиков – раздавленного чиновничьей машиной тренера. В их трогательных объятиях и искренних словах прочитываются теплые дружеские отношения двух близких людей. Перед нами не два выдающихся таланта, обменивающихся дежурными фразами, а отец, благословляющий сына на подвиг – игру с канадцами, о которой так мечтал когда-то маленький Валера.

3. Режиссура хоккейного матча

Безусловно, кульминацией фильма является легендарный матч Канада – СССР 1972 года. Логика развития действия картины сводит все сюжетные линии, все дополнительные лейтмотивы в крепкий узел, который разрубается феноменальной победой советских хоккеистов.

Благодаря выразительности монтажного решения, где ключевую роль играет монтаж аттракционов, Николаю Лебедеву удается передать мельчайшие нюансы игры. Тщательно продумав микродраматургию хоккейного матча, режиссер вовлекает зрителя в пространство спортивного состязания. Феерия полярных чувств и ярких эмоций вводит даже самого равнодушного к хоккею зрителя в состояние экстаза.

С финальной сиреной накопленная за весь фильм актерская энергия выходит наружу: «железный» Харламов в изнеможении падает на лед, Тарасов пускает скупую слезу перед телевизором, трибуны равнодушных в начале игры канадцев с ревом аплодируют победителям, миллионы советских граждан празднуют осуществленную мечту всего народа. Да, ребята, вы лучшая в мире команда, на вас сейчас весь мир смотрит!

Именно это чувство неподдельной эйфории, обрушивающейся лавиной на зрителя в финале, является главным элементом успеха фильма «Легенда № 17». Съемочной группе картины удалось создать качественное зрительское кино, представив зрелище высокого класса, обдающее энергией с головы до ног. Но финального катарсиса нельзя было бы достичь без мощных актерских работ главных героев и архетипических конструкций сценария, которые аккуратно подвели зрителя к итоговому взрыву чувств.

Фильм утверждает в мысли, что нужно не переставать мечтать, несмотря ни на что. Искренне хочется, чтобы кинокартина Николая Лебедева стала отправной точкой для нового российского кино, способного объединять миллионы разных людей по всей стране, а не волновать отдельно взятые разрозненные группы той или иной целевой аудитории.

«Глупости», – скажете вы. А я отвечу: «У Валеры получилось? Получилось. Значит и у нашего кино все когда-нибудь получится».


Оставить комментарий